Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Такая формулировка содержится в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
1. Приказ № 555 -О от 04.08.2023 О завершении работ по специальной оценке условий труда.
2. Выписка о подаче результатов проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
3. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
4. Приказ №874 от 22.11.2023 " О завершении работ по специальной оценке условий труда".
5.Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.
6. Отчет о проведении специальной оценки условий труда.
7. Заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда №85-ЕЦЛС от10.11.2023.
По результатам идентификации в НРМОБУ "Салымская СОШ №1" не выявлены вредные и опасные производственные факторы или условия труда.
По результатам исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов условия на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми и соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”». Данные законодательные акты упростили аттестационные проверки рабочих мест и узаконили новый вид проведения оценивания среды деятельности педработников – специальную оценку условий труда в образовательных организациях.
Специальная оценка условий труда: содержание понятий
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является утвержденным комплексом стандартных мероприятий, направленных на идентификацию вредных (опасных) производственных факторов, определение уровня их воздействия на состояние здоровья и работоспособность педработников, назначение мер (использования средств коллективной и индивидуальной защиты), позволяющих снизить факторы риска. Госэкспертиза условий труда проводится с учетом стандартных значений показателей, указанных в нормативных актах. Проведение данного вида проверки применяется для образовательных учреждений любой формы управления и типа финансирования. Но в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ содержится перечень категорий работников, применение к которым данных норм считается нецелесообразным. Итак, исключение составляют: надомные работники; сотрудники, работающие на дистанционной основе; педработники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Вредный производственный фактор – перечень показателей, выявленных в ходе проверки рабочего места, совокупность которых может привести к развитию заболеваний у педработника. Опасный производственный фактор – совокупность показателей, несущих для сотрудника ОО высокий риск производственного травматизма. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ новый регламент тестирования условий труда проводится согласно рекомендациям, полученным членами экспертной комиссии от представителей федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время в качестве руководства актуальна Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее – Приказ № 33н).
Этапы проведения специальной оценки условий труда
Оценивание рабочей среды в образовательных организациях проводится поэтапно, в соответствии с общепринятым регламентом.
Этап 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда в школе Порядок формирования экспертной комиссии, ответственной за тестирование рабочей среды педработников, закрепляет ст. 9 Закона № 426-ФЗ. В документе указано, что состав комиссии утверждает руководитель ОО путем подписания соответствующего приказа. В состав комиссии следует обязательно включить представителя работодателя (в нашем случае – одного из школьных администраторов), специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации школы. При этом общее число экспертов в составе комиссии должно быть нечетным, а взять на себя роль ответственного эксперта и главы комиссии должен либо руководитель ОО, либо его заместитель.
Этап 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда в школе Составление графика проведения оценивания рабочей среды сотрудников ОО допускается в произвольной форме, но этот документ должен быть обязательно утвержден руководством школы. В нем необходимо указать этапы и сроки мероприятия. Членам экспертной комиссии график передается для ознакомления под роспись.
Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке Проведение проверки производственной среды в образовательной организации проводится в соответствии с утвержденным перечнем рабочих мест, в том числе и аналогичных. Специальных рекомендаций по составлению данного перечня нет, поэтому при его формировании следует ориентироваться на требования составления списка мест, который входит в состав обязательных отчетных документов, составляемых комиссией по результатам экспертной работы.
Этап 4. Специальная оценка условий труда в школе: заключение гражданско-правового договора Право проведения оценивания состояния рабочих мест в образовательной организации лежит в компетенции представителей специализированных организаций, с которыми руководить школы обязан заключить гражданско-правовой договор. Правильно определить организацию, уполномоченную осуществлять данный тип проверок, поможет список требований, представленный в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Руководитель ООО имеет право заключать гражданско-правовой договор с организацией, если: в уставных документах учреждения проведение специальных оценок рабочих мест указано в качестве основного вида деятельности; в штате организации работают как минимум пять сертифицированных экспертов, имеющих разрешительные документы на осуществление данного вида проверочной деятельности; в штате организации работает хотя бы один сотрудник с высшим образованием, прошедший подготовку по одной из перечисленных специальностей: гигиенист общего профиля или врач по гигиене труда, специалист в области лабораторной диагностики; наличие в структуре организации испытательного центра или лаборатории, аккредитованной государственными проверяющими органами, где проводится оценивание вредных или опасных производственных факторов. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 426-ФЗ специальная проверка производственной среды не может проводиться: представителями органов государственной власти, ответственными за осуществление государственного контроля в данной области; должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение данного вида проверки в школах и иных учреждениях; родственниками учредителей и руководителей ОО, в которых проводится специальное оценивание условий труда; представителями организаций–учредителей школы, в которой проводится оценивание рабочих мест.
Этап 5. Выявление вредных и опасных факторов на рабочих местах Осуществление специального оценивания производственной среды во многом напоминает проведение аттестации рабочих места, но есть важные отличия. Специальное оценивание подразумевает обязательное выявление вредных и опасных производственных факторов, которое, согласно со ст. 10 Закона № 426-ФЗ, проводится путем сопоставления полученных данных о производственной среде с показателями, представленными в сигнальных информационных листах. Последние утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В силу ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов не подлежат: рабочие места педработников, специальности которых включены в списки соответствующих профессий, предусматривающих досрочное назначение трудовых пенсионных выплат; рабочие места, выполнение профессиональных обязанностей на которых предусматривает обязательное предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с действующими законодательными нормами; рабочие места, выполнение профессиональной деятельности на которых связано с воздействием вредных или опасных факторов, выявленных при проведении предыдущей проверки. Выявление факторов производственной среды, несущих потенциальную угрозу благополучию и здоровью работникам ОО, проводится членами экспертной комиссии с фиксированием выявленных результатов в протоколе. Предоставление документации, содержащей информацию о рабочей среде на местах, входит в список обязанностей руководителя образовательной организации.
Этап 6. Специальная оценка условий труда в школе: оформление декларации В случае, если члены экспертной комиссии не выявили на рабочих местах вредных или опасных факторов, производственная обстановка объявляется допустимой, а дополнительные исследования и измерения не проводятся, что подтверждает ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. По результатам заключений проверяющих руководитель ОО подает в ближайшую инспекцию Роструда данные о состоянии проверенных и аналогичных проверенным рабочих мест в форме и порядке, утвержденных приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Допускается личная подача декларации, посредством почтового отправления с уведомлением или через электронную форму официального сайта государственного органа. Подачу декларации следует выполнить в течение 30 календарных дней со дня утверждения заключительного отчета комиссии. В случае нарушения срока или регламента подачи документа руководителю ОО грозит наложение административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а именно наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление профессиональной деятельности на 90 суток (для юридических лиц). В случае повторного эпизода несвоевременной подачи декларации или предоставления документов с нарушением регламента на юридическое лицо вместо стандартного административного правонарушения может быть наложена дисквалификация продолжительностью от одного до трех лет. Декларация, содержащая сведения о соответствии рабочей среды сотрудников ОО нормативным требованиям в сфере охраны труда, считается действительной в течение пяти лет. По истечению данного срока срок ее давности может быть продолжен при отсутствии обстоятельств, перечисленных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
Этап 7. Измерение вредных и опасных производственных факторов В случае идентификации вредных или опасных факторов в рабочей среде члены экспертной комиссии обязаны провести измерения данных, указанных в ст. 12 Закона № 426-ФЗ в соответствии с установленным порядком, при необходимости — пригласить для осуществления этой работы сотрудников специализированной лаборатории. Предварительное составление перечня необходимых факторов измерения члены комиссии должны производить с учетом: требования охраны труда; характеристик технологического процесса, применяемых материалов и сырья; результатов ранее проводившихся испытаний и замеров вредных и опасных производственных факторов; предложения работников. Все внесенные в указанный перечень факторы должны быть исследованы (испытаны) и измерены. Делать это должны специалисты испытательной лаборатории (центра), эксперты или иные работники организации, проводящей оценивание рабочей среды. Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов заносятся в протокол. По итогам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов экспертом комиссии, осуществляется отнесение отдельных показателей трудовой среды на рабочих местах по степени вредности или опасности к соответствующим классам (подклассам). В силу ст. 14 Закона № 426-ФЗ условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (см. таблицу). Классификация условий труда Выявленный класс производственной среды влияет на сумму страхового тарифа, которую руководитель ОО обязан вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных или опасных видах производства, а также предоставляемых гарантий и компенсаций (дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер зарплаты).
Этап 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводившая оценивание рабочей среды, по результатам своей работы составляет отчет. В него должны войти: сведения об организации, проводящей оценивание рабочей среды, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ требованиям; перечень рабочих мест, на которых проводилась экспертная проверка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах; специальные карты, содержащие сведения об установленном экспертом классе (подклассе) трудовых факторов на конкретных рабочих местах; протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов; протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты; заключительный протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ (при наличии такого решения); сводная ведомость специального оценивания показателей рабочей среды; перечень мероприятий по улучшению показателей рабочей среды, перечисленных экспертами; заключения главного эксперта. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ финальный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Член комиссии, который не согласен с результатами оценивания производственной среды, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету. Результаты проверки (в т. ч. дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР) применяются с даты утверждения отчета о ее проведении. Об этом говорится в письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.
Этап 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения оценивания факторов рабочей среды под роспись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней со дня утверждения финального отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, его нахождения в отпуске или командировке.
Этап 10. Размещение на официальном сайте информации о результатах проведения специальной оценки условий труда В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель должен с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне организовать размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводных данных о результатах проведения проверки: установления классов (подклассов) производственной среды на рабочих местах; перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Сделать это также нужно в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения финального экспертного отчета.
Этап 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда Сведения о результатах специальной оценки условий труда работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4 ФСС*, включая проверку ФСС образовательных организаций. Такое требование установлено подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Нормативные документы
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
*Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС) утверждена приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н (с учетом изменений, внесен- ных приказом Минтруда России от 11.02.2014 № 94н)
Источник: https://www.menobr.ru/article/59508-qqe-16-m4-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-v-shkole