НРМОБУ "Салымская СОШ № 1"
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, п. Салым
  • Наставничество

        В 2019 году  дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов “Современная школа”, “Успех каждого ребенка”, “Молодые профессионалы” национального проекта “Образование”. 

    С  2021 года на базе нашей школы вводится Целевая модель наставничества (ЦМН).

     Целевая модель  разработана с целью достижения результатов федеральных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка».

    Национальным проектом "Образование" предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

    Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

    Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

    Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

    Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

    Форма  наставничества  -  способ  реализации  целевой  модели  через  организацию  работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

    Программа  наставничества  -  комплекс  мероприятий  и  формирующих  их  действий, направленный  на  организацию  взаимоотношений  наставника  и  наставляемого  в  конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

     Направления наставничества:
    - «учитель-учитель»
    - «ученик-ученик»
    - «студент-ученик»
    Это даёт большие возможности ученикам найти интерес в жизни, определиться с будущей профессией.

      

    Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в образовательной организации.

    Целью внедрения целевой модели наставничества в системе "учитель-учитель" является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

     Задачи внедрения целевой модели наставничества:

    • улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
    • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
    • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
    • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
    • создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
    • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

    Целью внедрения целевой модели наставничества в системе "учитель- ученик" является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

     - развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;

     - создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; 

    -разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

    Задачи:

     -помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся. 

    Куратор внедрения целевой модели наставничества в школе -  Рязапова Анжела Мелисовна, заместитель директора по научно-методической работе.   Куратор консультирует участников программы наставничества, обеспечивает координацию деятельности в рамках реализации данного направления; апробирует разработанную модель наставничества, участвует в подготовке отчетных материалов о результатах деятельности школы по вопросам наставничества.

    Нормативно-правовое обеспечение

    Федеральный уровень:

    Региональный уровень

    Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.03.2022 года №10-П-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

    Муниципальный уровень:

    Школьный уровень:

    1. Приказ об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1».
    2. Положения о системе наставничества педагогических работников Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1».
    3. Приказ 643 от 01.09.2022 об утверждении модели наставничества.
    4. Проект развития системы наставничества «Наставничество: эстафета знаний и опыта».
    5. Приказ о закреплении наставников за молодыми педагогами.
    6. Соглашение с ЦНППМ о внедрении программы наставничества.
    7. Дорожная карта наставничества педагогических работников.
    8. Дорожная карта целевой модели обучающихся.
    9. Банк педагогов- наставников  в НРМОБУ «Салымская СОШ №1».
    10. Программа целевой модели наставничества обучающихся.
    11. Проект по развитию системы наставничества педагогических работников.
    12. План работы   заместителя директора, наставника   Коханцевой Ю.В.  с молодым педагогом   Бондаренко В.Н. на 2022 – 2023 учебный год.
    13. План работы  учителя – наставника  Головизниной Н.П  с молодым педагогом  Сантур К.В. на 2022 – 2023 учебный год.
    14. Банк наставляемых педагогов НРМОБУ «Салымская СОШ №1».
    15. Приказ №615-О от 1.09.2023г.о закреплении наставников за молодыми педагогами в 2023-2024 учебном году.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie