В 2019 году дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов “Современная школа”, “Успех каждого ребенка”, “Молодые профессионалы” национального проекта “Образование”.
С 2021 года на базе нашей школы вводится Целевая модель наставничества (ЦМН).
Целевая модель разработана с целью достижения результатов федеральных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка».
Национальным проектом "Образование" предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Направления наставничества:
- «учитель-учитель»
- «ученик-ученик»
- «студент-ученик»
Это даёт большие возможности ученикам найти интерес в жизни, определиться с будущей профессией.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в образовательной организации.
Целью внедрения целевой модели наставничества в системе "учитель-учитель" является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Целью внедрения целевой модели наставничества в системе "учитель- ученик" является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;
- создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
-разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Куратор внедрения целевой модели наставничества в школе - Рязапова Анжела Мелисовна, заместитель директора по научно-методической работе. Куратор консультирует участников программы наставничества, обеспечивает координацию деятельности в рамках реализации данного направления; апробирует разработанную модель наставничества, участвует в подготовке отчетных материалов о результатах деятельности школы по вопросам наставничества.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный уровень:
Региональный уровень
Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.03.2022 года №10-П-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Муниципальный уровень:
Школьный уровень:
- Приказ об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1».
- Положения о системе наставничества педагогических работников Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1».
- Приказ 643 от 01.09.2022 об утверждении модели наставничества.
- Проект развития системы наставничества «Наставничество: эстафета знаний и опыта».
- Приказ о закреплении наставников за молодыми педагогами.
- Соглашение с ЦНППМ о внедрении программы наставничества.
- Дорожная карта наставничества педагогических работников.
- Дорожная карта целевой модели обучающихся.
- Банк педагогов- наставников в НРМОБУ «Салымская СОШ №1».
- Программа целевой модели наставничества обучающихся.
- Проект по развитию системы наставничества педагогических работников.
- План работы заместителя директора, наставника Коханцевой Ю.В. с молодым педагогом Бондаренко В.Н. на 2022 – 2023 учебный год.
- План работы учителя – наставника Головизниной Н.П с молодым педагогом Сантур К.В. на 2022 – 2023 учебный год.
- Банк наставляемых педагогов НРМОБУ «Салымская СОШ №1».
- Приказ №615-О от 1.09.2023г.о закреплении наставников за молодыми педагогами в 2023-2024 учебном году.